В Русском центре библиотеки Горького состоялось заседание Философского монтеневского общества Луганска, посвященное обсуждению спектакля «Трудно быть богом» московского театра «Варяги». Спектакль прошел в Луганске в театре на Оборонной 20 мая 2024 года. В докладе Валентина Патерыкина осветила вопросы соотношения текста и его интерпретаций в кино и на сцене, остановилась на достоинствах и недостатках постановки, проанализировала реакцию зрителей и отметила новые идеи, внесенные в инсценировку режиссером. Второй докладчик Нина Ищенко остановилась на философских идеях творчества Стругацких, воплощенных в постановке: гностическое деление людей на духовных и бездуховных, миф о прогрессе и Средних (Темных веках), гностические корни этого мифа, его воплощение в больших нарративах эпохи модерна (коммунизм, прогрессизм и др.), в которых реализуется одна и та же схема просвещенного меньшинства, духовно преобразующего и символически уничтожающего христианское большинство. В обсуждении затронули вопросы воздействия театра на зрителя, роль театра в создании интереса к первоисточнику, место идей труда и любви в культуре потребления и коммунистической культуре будущего у Стругацких, роль интеллигенции в Арканаре и земной истории, место песен Высоцкого в художественном мире спектакля.
Доклад и обсуждения прослушать по ссылке: oduvan.online/fmo/конфликт-интерпретаций-обсужд...
Доклад и обсуждения прослушать по ссылке: oduvan.online/fmo/конфликт-интерпретаций-обсужд...
И, кстати, никаких прогрессоров в повести нет. Там даже слова такого нет.
Спектакль обсуждался в контексте всего творчества Стругацких, где концепция прогрессорства есть. И в пьесе она есть - институт экспериментальной истории, концепция невмешательства заявлены с самых первых слов на сцене.
А персонажи ТББ -- историки, которые работают в поле. Вот как археологи или этнографы. И их рассуждения это рассуждения не прогрессоров, а историков. Поэтому в спорах они ссылаются не на собранные данные, а на историю других планет, демонстрируют не быстрое мышление разведчика, а медленное мышление кабинетного ученого, которому некуда торопиться -- история же уже случилась. И их дискуссии -- это чисто академические полемики. Прогрессор же должен учитывать ситуацию "здесь и сейчас".
Обсуждать же прогрессорство в целом у Стругацких -- некорректно, хотя бы потому, что у авторов изначально не было идеи цикла. ТББ появлялся как отдельное произведение, идея которого изменилась по мере написания. Прочие повести о Полдне тоже появлялись как отдельные произведения, которые притягивались к циклу условно. Там мир каждый раз разный.
Странно ваше желание запретить обсуждать связь идей в разных книгах одного автора в наше время интертекстуальности и гипертекста, когда, прямо по Борхесу, обсуждают связь идей в книгах разных авторов, живших в разное время и в разных странах. Всё корректно, если интересно. Известный критик Евгений Лукин так делает, например: ninaofterdingen.ru/2023/11/19/жизнь-насекомых-в...
Если авторы не задумывали изначально цикл, это подробность их биографии, которая читателя ни к чему не обязывает.
Обсуждение литературного произведения в принципе не относится к понятиям "нравится/не нравится". Оно определяется текстом.
Странно ваше желание запретить обсуждать связь идей в разных книгах одного автора в наше время интертекстуальности и гипертекста, когда, прямо по Борхесу, обсуждают связь идей в книгах разных авторов, живших в разное время и в разных странах. Всё корректно, если интересно. Не запрещаю, а говорю, что это некорректно, потому что становится не обсуждением повести, а обсуждением легенд, связанных с повестью.
"Трудно быть богом" относится к произведениям, наиболее мифологизированным. Каждая эпоха ухитряется найти в повести ответы на свои проблемы (то с положительным знаком, то с отрицательным), но чаще всего это натягивание совы на глобус. Да, я понимаю, с литературной точки зрения повесть хорошо написана, она достаточно эмоциональна и кинематографична, так что искушение притянуть ее к любой проблеме велико. Но есть текст, все определяется текстом, который читатели имеют привычку великолепнейшим образом игнорировать. Конечно, это интереснейшая тема исследования — соотношение легенд о произведении с самим произведением, но ведь вы-то, кажется, обсуждали что-то иное.
Если авторы не задумывали изначально цикл, это подробность их биографии, которая читателя ни к чему не обязывает. Это обязывает исследователя, позволяет лучше понять смысл написанного. Да и обычному читателю неплохо бы не валить все в одну кучу и осмысленно подходить к тексту. Думать — это не развечение, а обязанность.
Кстати, к вопросу, что в повести якобы проводится идеи противостояния духовных и бездуховных людей. Это тоже не подтверждается текстом, хотя бы потому, что речь идет о двух разных обществах, которые не просто находятся на разном уровне развития, а которые разделены столетиями. И в отношении этого средневекового общества есть мысленное обращение главного героя к людям Земли: "...не воротите нос. Ваши предки были не лучше".