Бруно Латур, французский философ, автор акторно-сетевой теории, противопоставляет свою теорию эссенциализму. Эссенция означает сущность, категория онтологии, отвечает на вопрос «что это?» относительно любого явления. Латур считает, что на этот вопрос ответа найти нельзя, да это и неважно. Гораздо важнее другой вопрос: кто и что будет делать, если общество решит считать, что это явление таково, каким его представляют ученые, политики, обыватели.
Этот подход Латур предлагает применить к экологии в книге «Политика природы. Как привить наукам демократию». Название неудачное, еще более неудачная идея – назвать то, что он делает, политической экологией. При этом Латур сам же пишет, что современная экология вообще не использует его подход и только в будущем возможно к этому прийдет.
Современные экологические активисты хотят заставить политиков принимать в расчет природу, полагаясь на научные исследования и мнения самих активистов. Принимать что-то без обсуждения только потому, что это научно или так думают экологи, антидемократично. Люди не обязаны подчиняться решению, которое принято без обсуждения с ними. Ученым уже не так легко заставить людей молча выполнять их указания, как во времена Вольтера и Базарова (да и тогда с этим были проблемы). Экологи пытаются предъявлять моральные требования от имени внеморальных объектов, то есть тоже манипулировать. Продолжать давить бесперспективно, это только усиливает конфликт в обществе, но не решает его.
Латур предлагает не задаваться вопросом, в чем заключается экологическая, научная, любая проблема, а как можно яснее ответить на вопрос, что общество должно делать в связи с этой проблемой. Кто именно и чем должен заниматься, если проблема реальна, каковы издержки, может ли коллектив себе их позволить, может ли коллектив проигнорировать проблему, кто и как от этого пострадает, нужно ли бороться с последствиями, как конкретно и кто именно будет бороться. Максимально открытое обсуждение максимально возможного числа вариантов и выбор того, который минимизирует негативные последствия для тех групп, с которыми нельзя не считаться на данном этапе, – такая стратегия, по мнению Латура, принесет обществу больше пользы, чем старания научного сообщества открыть истину в лабораториях и потом убедить общественность в том, что это истина.
Д
ля внедрения своей программы Латур предлагает совершенно новую эпистемологию, разрушающую деление на субъект и объект, факты и ценности, науку и мораль.
Этот подход Латур предлагает применить к экологии в книге «Политика природы. Как привить наукам демократию». Название неудачное, еще более неудачная идея – назвать то, что он делает, политической экологией. При этом Латур сам же пишет, что современная экология вообще не использует его подход и только в будущем возможно к этому прийдет.
Современные экологические активисты хотят заставить политиков принимать в расчет природу, полагаясь на научные исследования и мнения самих активистов. Принимать что-то без обсуждения только потому, что это научно или так думают экологи, антидемократично. Люди не обязаны подчиняться решению, которое принято без обсуждения с ними. Ученым уже не так легко заставить людей молча выполнять их указания, как во времена Вольтера и Базарова (да и тогда с этим были проблемы). Экологи пытаются предъявлять моральные требования от имени внеморальных объектов, то есть тоже манипулировать. Продолжать давить бесперспективно, это только усиливает конфликт в обществе, но не решает его.
Латур предлагает не задаваться вопросом, в чем заключается экологическая, научная, любая проблема, а как можно яснее ответить на вопрос, что общество должно делать в связи с этой проблемой. Кто именно и чем должен заниматься, если проблема реальна, каковы издержки, может ли коллектив себе их позволить, может ли коллектив проигнорировать проблему, кто и как от этого пострадает, нужно ли бороться с последствиями, как конкретно и кто именно будет бороться. Максимально открытое обсуждение максимально возможного числа вариантов и выбор того, который минимизирует негативные последствия для тех групп, с которыми нельзя не считаться на данном этапе, – такая стратегия, по мнению Латура, принесет обществу больше пользы, чем старания научного сообщества открыть истину в лабораториях и потом убедить общественность в том, что это истина.
Д
ля внедрения своей программы Латур предлагает совершенно новую эпистемологию, разрушающую деление на субъект и объект, факты и ценности, науку и мораль.
Сила тяготения существует, поэтому не надо прыгать с десятого этажа. Раз по этому поводу никто не возражает, то все нормально. Но такую же структуру имеет масса более спорных высказываний: человек произошел от обезьяны, поэтому нужно ввести свободный рынок; гендер - социальный конструкт, поэтому можно менять пол в три года.
Латур анализирует вот эту связь: откуда берется "поэтому", почему все должны слушать и слушаться, если ученые доказали? Что на самом деле стоит за этим отношением, как оно строится, чем его можно заменить? Книга небесполезная, хоть и на любителя.
Люди совершеннолетние. Хотят жить без вышки - имеют право. Захотят построить - построят, и будут понимать, зачем она.
И вспомните, чем закончилось просвещение в Европе, - двумя мировыми войнами. Это не такой уж очевидный сценарий.
Как и когда вы всех просветите - совершеннолетних дееспособных людей, как вы их заставите, кто будет это делать? Сейчас и так уже у каждого второго диплом о высшем образовании, что еще можно добавить? Требовать второе высшее? Создать комиссии, которые проверяют тех, кто проверяет знания выпускников? И что вы будете делать до тех пор, пока все не просветятся? - а хорошо, что какого-нить там Дробышевского все эти умозрительности не волнуют - берет себе и просвещает. Мощно и радостно.
=а хорошо, что какого-нить там Дробышевского все эти умозрительности не волнуют - берет себе и просвещает. Мощно и радостно.= - Ну отлично. Уже просветил? Уже можно допускать к дискуссиям?
Да что вы - да вот представьте себе. А уж "люди должны решать сами - такой прелестный оксюморон, что дух захватывает.
=А уж "люди должны решать сами - такой прелестный оксюморон, что дух захватывает.= - Альтернативу я предложила сразу - заставлять. Видимо, вы к этому склоняетесь, раз люди должны решать сами вам не подходит. Это Просвещение как оно есть.
Ладно, еще раз - и помедленнее.
истинныи или ложным может быть не высказывание, а суждение. И то - не любое. Скажем, суждениям типа "люди хорошие" или "люди гады" недостает одного слова - "все" или "некоторые". Без этого об истинности таких суждений речи быть не может. Там, где без уточнения применяется генерализованное понятие "люди", начинается фигня.
И я вовсе не за то, чтобы отобрать у людей права. Я и себе идиотских прав не дам. Например, вопрос в том, будет ли строиться... ну - хотя бы адронный коллайдер. На который из госбюджета выделят, разумеется, прорву денег. Меня это касается? А как же! Перерасределение средств в госбюджете не может не отразиться на простых гражданах. По вашей теории, я имею право голосовать по данному вопросу. А как по мне - НЕТ. Я не разбираюсь в соответствующей области науки. Я не могу судить о необходимости коллайдера. Ничего не знаю о возможной пользе или вреде. И о том, сколько это удовольствие на самом деле стоит. То есть ни надобность, ни стоимость, ни последствия - это все мимо меня. Так какое у меня есть право голосовать, строить коллайдер или нет? А я вам скажу. НИКАКОГО. Вот если бы речь шла, строить ли его на территории уникального заповедника - тут я как эколог имела бы что сказать и право голосовать. А в любом другом месте - не моя компетенция.
И вы поступаете точно так же. Вы сами только что сказали, что Дробышевский вне области вашего внимания (смею предположить - и компетенции). то есть разумно ограничили себя в праве выказываться о том, чего не знаете. И что - стали бы вы голосовать, нужен ли Дробышевский или его деятельность следует прикрыть? надеюсь, что как человек порядочный - все-таки не стали бы.
Так какого слонопотама какие-то генерализованные абстрактные люди должны решать что-то, в чем они не разбираются ни на грамм?
Самый интересный вопрос в вашей парадигме - как определить специалиста, которого надо слушаться без возражений? Это должен быть тот, у кого больше дипломов? кто чаще выступает по телевизору? у кого больше подписчиков? кого президент наградил медалью? кого назначила на это место беспристрастная комиссия? кто лично вам, неспециалисту в вопросе, показался компетентным и убедительным? Вы верите, что это работает? Еще Платон показал, что нет.
Обратная сторона почтения к науке - беспрекословное подчинение без возражений и критики людям, которых ты не выбирал и не можешь контролировать. Эта идея не у всех уже вызывает такой энтузиазм, как во времена Вольтера.
В общем, позиции обозначены, аргументы приведены. Дальше каждый может думать сам.
для тех групп, с которыми нельзя не считаться на данном этапе - а вот это и вообще прелестно, прелестно. Это так демократично. Так оно и в древней Греции было. Есть группа, с которой нельзя не считаться - демос. А есть рабы, всякий прочий охлос и вообще быдло - с этими можно не считатся, их хоть с кашей ешь. Демократия, она на том и стоит. Она - для демоса. А остальные - нишкни )))
Да, и раз уж вы так привязались ко мне, что я, дескать, хочу заставлять (увы - для вас таки нет разницы между "люди ДОЛЖНЫ сами решать" и "люди ИМЕЮТ ПРАВО на самостоятельное решение", так что объяснять бесполезно, но я все еще пытаюсь) - а какой механизм предлагает данный философ для осуществления тезиса о том, что люди должны сами? ну - если не просто воздух лозунгами сотрясать? Интересно же ж. Как само волеизъявление должно проходить? Ну хотя бы чтобы результаты были валидными? И как итоги этого народного волеизъявления в жизнь проводить? А то ведь я помню репортажи по CNN по случаю войны в Ираке - демонстрации против были поистине всенародными, в иных городах по миллиону, по два демонстрантов выходило. И что? И США, и государства Евросоюза наплевали на волю людей с высокой колокольни. Как сделать, чтобы не наплевало? Хотя бы в вопросах науки и ее последствий, о которых так беспокоится философ?
Да, и кстати. Обратная сторона почтения к науке - беспрекословное подчинение без возражений и критики людям, которых ты не выбирал и не можешь контролировать - мало того, что это высказывание с стиле ваших примеров типа "гендер понятие социальное, и потому его надо менять раз в три года", то есть связь примерно та же, что и между огородной бузиной и киевским дядюшкой - но мне вдруг стало интересно насчет "выбирать" и "контролировать". Вы что - серьезно верите в адекватные выборы и тем более контроль над избранниками в любом сообществе, превышающем число Данбара???!!!