Существует несколько определений родного языка (как минимум девять). Основное значение – язык, на котором говорят в семье, на котором человек думает. При таком подходе не владеть родным языком – это нонсенс. Однако в современной России именно проблема невладения родным языком оказывается в центре внимания, обсуждается на семинарах, пишутся научные статьи, например, такие:
Субраков, А. Д. Трудности обучения родному языку детей, слабо владеющих или не владеющих родным языком / А. Д. Субраков // Научно-методический журнал Поиск. – 2020. – № 5(73). – С. 32-36.
Тут явно понимается под родным языком что-то другое. И мы знаем, что именно: родной язык – это язык этнического меньшинства, но никак не русский. В современном российском обществе знание русского языка дает большие преимущества, поэтому происходит ассимиляция, родители и дети выбирают изучать русский. Этнические предприниматели, политики и этническая интеллигенция, политизируют вопрос языка, чтобы получить больше контроля и ресурсов. Выглядит это так:
«Предоставленное родителям (законным представителям) право выбирать русский язык в качестве родного, несомненно, способствует патриотическому воспитанию молодого поколения граждан нашей страны, однако, к сожалению, не может в должной мере способствовать сохранению национальных языков и культур. Такую всемирной, общечеловеческой значимости социальную сферу, как народное образование, нельзя отдавать на откуп родителям, не всегда в достаточной степени образованным или действующим в угоду современной коньюнктуре. Сегодня остается лишь один маленький шанс сохранить родные (этнические) языки – путем их преподавания хотя бы на первом этапе школьного образования, а именно в начальной школе» (Эмирова, А. М. Родной язык как базовая категория «Концепции преподавания родных языков народов РФ» / А. М. Эмирова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. – 2023. – Т. 9, № 1. – С. 114-121).
Родители не должны решать, на каком языке учиться их детям, это должны решать чиновники, озабоченные всемирными проблемами сохранения языков. Детей предлагается насильно учить языкам, на которых они не говорят и которых в семье не слышат. Казалось бы, нравятся вам эти языки – изучайте их, зачем навязывать их тем, кто не хочет этим заниматься?
Цели тут те же, что и на Украине: сформированное национальное меньшинство может потребовать права наций на самоопределение, что позволит политикам получить власть хоть в небольшом, но государстве, а интеллигенции – власть над умами в этом этническом гетто. Самим носителям уникальной этнической культуры ничего кроме зубрежки дополнительного языка по учебникам, составленным интеллигенцией, это не принесет.
Субраков, А. Д. Трудности обучения родному языку детей, слабо владеющих или не владеющих родным языком / А. Д. Субраков // Научно-методический журнал Поиск. – 2020. – № 5(73). – С. 32-36.
Тут явно понимается под родным языком что-то другое. И мы знаем, что именно: родной язык – это язык этнического меньшинства, но никак не русский. В современном российском обществе знание русского языка дает большие преимущества, поэтому происходит ассимиляция, родители и дети выбирают изучать русский. Этнические предприниматели, политики и этническая интеллигенция, политизируют вопрос языка, чтобы получить больше контроля и ресурсов. Выглядит это так:
«Предоставленное родителям (законным представителям) право выбирать русский язык в качестве родного, несомненно, способствует патриотическому воспитанию молодого поколения граждан нашей страны, однако, к сожалению, не может в должной мере способствовать сохранению национальных языков и культур. Такую всемирной, общечеловеческой значимости социальную сферу, как народное образование, нельзя отдавать на откуп родителям, не всегда в достаточной степени образованным или действующим в угоду современной коньюнктуре. Сегодня остается лишь один маленький шанс сохранить родные (этнические) языки – путем их преподавания хотя бы на первом этапе школьного образования, а именно в начальной школе» (Эмирова, А. М. Родной язык как базовая категория «Концепции преподавания родных языков народов РФ» / А. М. Эмирова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. – 2023. – Т. 9, № 1. – С. 114-121).
Родители не должны решать, на каком языке учиться их детям, это должны решать чиновники, озабоченные всемирными проблемами сохранения языков. Детей предлагается насильно учить языкам, на которых они не говорят и которых в семье не слышат. Казалось бы, нравятся вам эти языки – изучайте их, зачем навязывать их тем, кто не хочет этим заниматься?
Цели тут те же, что и на Украине: сформированное национальное меньшинство может потребовать права наций на самоопределение, что позволит политикам получить власть хоть в небольшом, но государстве, а интеллигенции – власть над умами в этом этническом гетто. Самим носителям уникальной этнической культуры ничего кроме зубрежки дополнительного языка по учебникам, составленным интеллигенцией, это не принесет.