Как недавно говорил Алексей Миллер, постколониальные исследования – это наука, тут есть о чем дискутировать, и это часто бывает интересно. Деколонизация же – это идеология, обосновывающая претензии некоторых групп на власть, и тут ничего научного нет и близко, просто политика. Добавлю от себя, что антиколониализм никогда не работает в пользу русских. Вот еще один тому пример в речи президента Европейского комитета по развитию НАТО Гюнтера Фелингера (t.me/historiographe/17377).

Я знаю примеры и поближе. Во времена Украины в Луганске существовала литературная группировка СТАН, деятели которой, Ярослав Минкин и Константин Скоркин, очень хотели быть русскоязычным меньшинством на Украине и получать все те плюшки, которые полагаются меньшинствам в европейских государствах. Надо ли говорить, что из этого ничего не получилось. Минкину пришлось перейти на украинский, а Скоркина спасла от этой участи только эмиграция в Москву, где до 2022 года он себя прекрасно чувствовал в либеральной среде столицы, сделавшись экспертом по Донбассу. Что-то подобное в постсоветское время происходило во всех постсоветских государствах.

Я не знаю случаев, когда Россия продвигала бы деколонизацию в пользу русских за рубежом в странах их компактного проживания. Что делается в этой сфере, делается против нас.

Постколониальные же исследования стали для меня открытием 2024 года. Как пишет классик и основатель Дипеш Чакрабарти, такие понятия как прогресс, модерность, модернизация, историческое развитие возникли в Европе XVIII – XIX вв. без опоры на эмпирические исследования, просто из головы придумавших это философов. Было бы очень странно, если бы эти понятия адекватно отражали реальность других обществ. Они и не отражают, многочисленные срывы модернизации в ХХ веке служат тому примером. Постколониальные исследования призваны показать, в чем именно несовпадения, почему это происходит и какие другие категории осмысления возможны.

Некоторые вещи прямо находка: универсальный чувствующий субъект, модель семьи, субъект политических изменений и прогрессивных преобразований. На примере бенгальской культуры Индии автор показывает, как эти конструкции, живущие в общественном сознании в том числе и России, разрушаются и распадаются в Индии, и начинают обозначать совершенно немыслимую для Локка, Руссо или любого другого европейца идею. Я всё собираюсь написать об этом. Пока же по этим темам можно почитать книгу «Провинциализируя Европу».

@темы: постколониальные исследования

Комментарии
18.01.2025 в 11:51

Вук, просто Вук
Ну правильно. Потому что Россия - не колониальное государство. В отличие от тех же европейских стран. И никогда ею не была. Это натягивание совы на глобус.
19.01.2025 в 16:13

Какова бы ни была Россия, она не использует это оружие против европейских государств и США, которые точно колониальные. Увы.
19.01.2025 в 16:37

Вук, просто Вук
Какова бы ни была Россия, она не использует это оружие против европейских государств и США, которые точно колониальные. Увы.

Ну как не использует? В советское время использовала. И сейчас - в Африке - использует, отчего кое кто уже мечется в истерике.
19.01.2025 в 19:12

Ну дай Бог.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии