Продолжение заметок об аналитической философии по книге Christoph Schuringa ‘A Social History of Analytic Phlosophy’. Начало здесь: 1 (t.me/ninaofterdingen/11772), 2 (t.me/ninaofterdingen/11773).

Аналитическая философия взяла у Юма три идеи: философия должна быть естественной наукой, от философии нужно излечиться и не задавать ненужных вопросов, а также апелляцию к здравому смыслу.

Апелляция к здравому смыслу – это известная позиция нерадивых студентов и продвинутых технарей «философы нарочно всё запутали сложными терминами». Если подойти к любой проблеме непредвзято, изложить ее простыми словами и рассмотреть с позиций здравого смысла, все проблемы решатся сами собой. Эти идеи стали философской программой Людвига Витгенштейна, знаменитого своей эксцентричностью и тем, что угрожал кочергой Карлу Попперу, другой легенде аналитической философии.

Есть еще один философ, известный своей апелляцией к здравому смыслу, и это Честертон. Имя Честертона известно в России гораздо шире, чем имя звёзд аналитической философии. Честертон жил в Англии в то же время, когда там творил Витгенштейн, но в отличие от многих аналитиков, был католиком и автором детективных рассказов. Оба обстоятельства способствовали его славе в России.

Когда в 1980-е стало ясно, что в атеистическую идеологию до сих пор верят только наивные идиоты и бестолковые совки, люди более-менее продвинутые стали искать духовность в разных направлениях, от Порфирия Иванова и Кашпировского до кришнаитства и родноверия. Одним из элитарных продуктов духовного потребления в этот период стало католичество благодаря английским католикам Честертону, Льюису и Толкину. Даже те, кто не стал католиком, впечатлились творчеством этих авторов и часто более философское осмысление христианства начинали с книг Честертона, которые воспринимались не как католические, а как просто христианские, вне всяких конфессий. Насколько это верно – отдельный вопрос, требующий исследования.

Апелляция к здравому смыслу – любимый прием Честертона, и философский, и художественный. Так один и тот же метод аналитические философы использовали, чтобы разрушить христианскую философию (католическую и протестантскую) как убогую метафизику, запутавшую всё на свете, а Честертон – чтобы сохранить английскую католическую традицию, позволяющую человеку реализоваться как католику и как англичанину. Это еще раз подтверждает, что любой метод – это только метод. Он не задает цель, а служит выбранной.

@темы: аналитическая философия