Первый – скептицизм и критицизм. Представители этого направления утверждают, что они ничего не утверждают, а просто находят логические противоречия у своих оппонентов. Коллингвуд показывает, что это само по себе – философская позиция, и они ее именно утверждают. Чтобы настаивать на этой позиции, уже надо иметь идеи о том, что логическое противоречие недопустимо в философской дискурсе, а предмет, чье понятие противоречиво, не существует (тут и Гераклит, и Гегель бы поспорили). Это философские идеи, как логические, так и онтологические. Заявление о том, что у скептика нет никакой философии, – ложь и манипуляция.
Второй вид философской критики тоже претендует на то, что не является философской позицией. Он просто требует уточнения формулировок и анализирует философские идеи других философов с позиций здравого смысла и науки.
Этот вид критицизма Коллингвуд и называет аналитической философией. Аналитики подразумевают, что у философии не может быть ни своего предмета, ни своего метода. Ее роль – обсуждать то, что уже открыто наукой и здравым смыслом. Это тоже философская идея, против которой есть много аргументов. Но выбранная аналитиками позиция объективности и научности исключает дискуссию по этим вопросам и заставляет оппонента согласиться с ними до и без обсуждения.