Тем, кто живет в России и считает, что империя не дана ему в ощущениях, посвящается.

Одна моя несгибаемая боевая подруга называет это явление "избалованный постсоветский человек". Многие вещи, обычные в нашей жизни, но уникальные в мировом масштабе, принимаются как данность, а это ведёт к ложным выводам (иллюстрация).

Империя это не только гимн, герб, флаг и начальство в Москве. Империя это совокупность социальных институтов, оформляющих, структурирующих всё общество. Я касалась этого вопроса на примере города вот здесь. Если город не вырастает из травы сам по себе, то государство тем более, а империя еще более.

Представьте себе древнего эллина, эскимоса, современного жителя Уганды, и попробуйте объяснить ему, что такое областная филармония или шахматный кружок при школе, почему солдат нашей армии в случае войны будет защищать не только ту деревню, в которой родился, почему у нас в каждом доме есть электричество и считается нормальным, что оно там есть. В России является нормой, что дети ходят в садик, а женщины работают. Оглянитесь назад, на историю человечества, посмотрите вокруг, на современный мир. Много ли было и есть народов, для которых это в порядке вещей? И вы считаете, что это у нас появилось и существует как-то само собой, без затрат сил, труда, ума и духовной стойкости?

Империя не дана в ощущениях африканцам - 100500 племен, взаимное истребление, голодовки, эпидемии, обнищание, необразованность. Империя не дана в ощущениях европейцам, как они ни пыжатся. Им дано в ощущениях положение работорговца, в трюме под ногами у которого умирают негры. Это тоже много социальных институтов и социальных ролей, но иных, не тех, что формируют империю.

Даже сейчас большая часть ваших занятий, окружающих вас учреждений и институтов в широком смысле слова родом из нашего русского и советского прошлого, а значит в таком соединении невозможных больше нигде в мире. Это всё вместе и есть империя, и не только по российскую сторону границы, но и по украинскую и белорусскую как минимум. Структура нашего общества не разрушена, это значит, что империя существует, а значит, может быть и политически оформлена.

Вопросы и уточнения, будьте так добры.

@темы: Россия, империя, СССР

Комментарии
09.09.2013 в 01:05

Я запрещаю тебе отрекаться от себя
Я завтра подумаю, а теперь без думанья.
Империя не дана в ощущениях европейцам
Но:
областная филармония или шахматный кружок при школе, почему солдат нашей армии в случае войны будет защищать не только ту деревню, в которой родился, почему у нас в каждом доме есть электричество и считается нормальным, что оно там есть. В России является нормой, что дети ходят в садик, а женщины работают.
Для Европы это в порядке вещей.
Поэтому мне не кажутся эти пассажи весомым аргументом в пользу уникальности нашей империи.
Я не оспариваю ваш тезис, мне представляются слабыми ваши обоснования.
09.09.2013 в 08:10

Это в порядке вещей для Европы, но не для Китая или Малайзии. Между тем золотой миллиард и третий мир образуют единую экономическую систему. Малайский крестьянин, который за десять долларов в месяц паяет платы, точно также создаёт экономический базис Европы, как рабочий с Уралвагонзавода создаёт экономический базис России. Между тем наш рабочий имеет и выходные, и отпуска, и медицину, и жильё, и образование для детей, в отличие от малайца или китайца, которому Европа всего этого не обеспечивает и обеспечивать не собирается в принципе.

Так что мне этот момент кажется очень весомым аргументом в пользу уникальности нашей империи. Я этого касалась уже здесь, в дайрике, но в тот раз меня не поняли. С вами мне должно повезти больше.
09.09.2013 в 23:45

Я запрещаю тебе отрекаться от себя
Не-а :shuffle:
Все равно: так рассуждая, вы обосновываете уникальность российско-советского гос. образования (с чем я, пожалуй, спорить не буду, потому как не историк), но кто мешает так же рассуждать (и подбирать соответствующие критерии) по любой другой группе стран? Специалист, я думаю, сможет обосновать уникальность и протестантского мирового сообщества, и арабско-исламского.. и китайского уж тем более. В чем тогда цимес выделения именно России как империи и именно империи как социального явления? Не все ли равно, как оно называется у Китая или Штатов, если оно все равно уникально?
Или вам просто интересен отечественный путь?
10.09.2013 в 00:28

Хороший у вас вопрос, вы его уже задавали, я уже обещала подумать. Я ещё думаю. Это важно и надо не расплескать, но пока еще не готово.
10.09.2013 в 18:07

Я запрещаю тебе отрекаться от себя
Хорошо. Я тут удалюсь недельки на две :shuffle: Потом проверю))
12.09.2013 в 01:23

Недавно на занятиях упоминали сходную тему, только в отношении ресурсов, нежели других благ цивилизации.
У нас о воде никто не беспокоится. Её много и она дешёвая. Мы имеем возможность следить за гигиеной и уборкой помещений.
В это же время француз позволяет себе влажную уборку дома едва ли раз в месяц. Почему? Вода дорогая. И духи, видимо, ими были придуманы только ради компенсации отсутствия гигиены.
Сравнивать ситуацию с африканскими странами даже не буду.
Скорее всего можно найти ещё несколько ресурсных примеров.

Так что с постом согласен.
12.09.2013 в 01:24

Недавно на занятиях упоминали сходную тему, только в отношении ресурсов, нежели других благ цивилизации.
У нас о воде никто не беспокоится. Её много и она дешёвая. Мы имеем возможность следить за гигиеной и уборкой помещений.
В это же время француз позволяет себе влажную уборку дома едва ли раз в месяц. Почему? Вода дорогая. И духи, видимо, ими были придуманы только ради компенсации отсутствия гигиены.
Сравнивать ситуацию с африканскими странами даже не буду.
Скорее всего можно найти ещё несколько ресурсных примеров.

Так что с постом согласен.
12.09.2013 в 01:31

Это приятно. Разными дорогами можно прийти к одной цели.
И заметьте, что даже в вашем примере речь не идет о воде самой по себе, а о целом комплексе мер, о культуре ее использования. Франция передовая европейская страна, достижения ее несомненны, уж если бы французы поставили себе целью воду в каждый дом, много и для каждого, то за триста лет смогли бы ее достигнуть. Однако не поставили и не достигли. Так что там, где вода есть в каждом доме, она есть не просто потому, что ресурсов много, а в результате сознательных усилий, и это надо ценить.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail