Не только недостатки СССР отсутствовали при царе, но и преимущества тоже. Совершенная оппозиция. Борьба за поголовную образованность, просвещение масс- этого не было до революции. После революции неграмотность ликвидировали, но где доказательство того, что это свойство русских, а не свойство, скажем, марксистов? (ц)
Попробую ответить на этот вопрос. Марксизм родился в Западной Европе. Это теория,описывающая в европейскую реальность, закономерности, которые она находит, обусловлены европейским опытом, прогностическая сила этой теории тоже в первую очередь естественно должна проявиться в европейских событиях. Было бы странно, если бы люди, много лет изучавшие античность и Западную Европу, открыли бы особенности развития русской цивилизации. Отцы-основатели, насколько я помню, Россией если и интересовались, то знали ее очень плохо, во всяком случае гораздо хуже, чем историю своего региона. Это нормально и закономерно. Ненормально было бы наоборот - изучать Китай, а предсказать этапы развития Мексики например. То есть в принципе это возможно, в мире многое возможно, но по умолчанию предполагается другое, а такой вариант надо специально доказывать и обосновывать. В нашем случае и этого не произошло.
читать дальше
Попробую ответить на этот вопрос. Марксизм родился в Западной Европе. Это теория,описывающая в европейскую реальность, закономерности, которые она находит, обусловлены европейским опытом, прогностическая сила этой теории тоже в первую очередь естественно должна проявиться в европейских событиях. Было бы странно, если бы люди, много лет изучавшие античность и Западную Европу, открыли бы особенности развития русской цивилизации. Отцы-основатели, насколько я помню, Россией если и интересовались, то знали ее очень плохо, во всяком случае гораздо хуже, чем историю своего региона. Это нормально и закономерно. Ненормально было бы наоборот - изучать Китай, а предсказать этапы развития Мексики например. То есть в принципе это возможно, в мире многое возможно, но по умолчанию предполагается другое, а такой вариант надо специально доказывать и обосновывать. В нашем случае и этого не произошло.
читать дальше
В зоне католической колонизации проблема всеобщей грамотности не решена до сих пор, и причины тому лежат не в бедности соответствующих регионов, а в особенностях католической культуры.
Можно подробнее?
У католиков мирянам запрещено читать Библию, важные для жизни вещи изложены на чужом языке, который все знать не могут, и это идеал такой, а идеалы реализуются в обыденности.
Но при это уровень грамотности населения на начало 20-го века в РИ и США, Германии, Франции, Англии был несопоставим, и среди населения РИ самыми грамотными (в плане охваченности всех слоев населения) были народы протестантские и католические. При этом грамотность была сильно дифференцирована по регионам Российской империи. Так, по переписи 1897 года, в Эстляндской и Петербургской губерниях грамотное население составляло 77,9 % и 55,1 %, а в Сибири и Средней Азии 12,4 % и 3,3 % соответственно.