Записи с темой: Невидимая Церковь (13)
Мне приходилось слышать о людях, которые талантливы, хоть ничего и не сделали. Если бы не какие-то обстоятельства, то они бы себя показали, а пока их гениальность проявляется не в книгах, картинах, симфониях, а в личном общении, и то нечасто. Со временем я всё чаще думаю, что эта тайная гениальность в тесном родстве с протестантским образом Всемирной Справедливости, как ее сформулировал Марк Твен в «Путешествии капитана Стормфилда в рай», где обитатели рая рассказывают капитану, что Наполеон и Цезарь здесь на побегушках и Настоящих Полководцев: «из породы башмачников, коновалов, точильщиков, – понимаешь, простолюдинов бог знает из каких мест, которые за всю свою жизнь не держали в руках меча и не сделали ни одного выстрела, но в душе были полководцами, хотя не имели возможности это проявить. А здесь они по праву занимают свое место, и Цезарь, Наполеон и Александр Македонский вынуждены отойти на задний план. Величайшим военным гением в нашем мире был каменщик из-под Бостона по имени Эбсэлом Джонс, умерший во время войны за независимость. Где бы он ни появлялся, моментально сбегаются толпы. Понимаешь, каждому известно, что, представься в свое время этому Джонсу подходящий случай, он продемонстрировал бы миру такие полководческие таланты, что все бывшее до него показалось бы детской забавой, ученической работой. Но случая ему не представилось. Сколько раз он ни пытался попасть в армию рядовым, сержант-вербовщик не брал его из-за того, что у Джонса не хватало больших пальцев на обеих руках и двух передних зубов. Однако, повторяю, теперь всем известно, чем он мог бы стать, – и вот, заслышав, что он куда-то направляется, народ толпой валит, чтобы хоть глазком на него взглянуть. Цезарь, Ганнибал, Александр и Наполеон – все служат под его началом, и, кроме них, еще много прославленных военачальников; но народ не обращает на них никакого внимания, когда видит Джонса».

А вот Витгенштейн не верит в тайных гениев:
«Мерой гения является характер – хотя характер сам по себе и не исчерпывает гения. Гений – это не «талант и характер», но характер, проявляющийся в форме особого таланта. Как один человек мужественно прыгает в воду, так другой мужественно пишет симфонию».

Здесь мы с ним совпадаем. Я пишу не симфонии, а научные тексты, но каждый раз это такое преодоление себя, что, кажется, легче прыгнуть с моста. Я не хотела бы себе больше ума и даже больше свободного времени, но мечтаю иметь больше вот такого характера.

@темы: Марк Твен, Витгенштейн, Невидимая Церковь

Мой текст о Невидимой Церкви "Почему супергерои прячутся?"
litsota.ru/pochemu-supergeroi-pryachutsya/

@темы: Невидимая Церковь, Литсоты

"Невидимая Церковь - это парадигма о пропасти, разделяющая, будем говорить абстрактно, людей от нелюдей. Ей противостоит парадигма о сострадании - когда устраивают благотворительность для бедняков, хотя зачем нелюдям благотворительность? все это называют лицемерием и двойными стандартами - на самом деле это естественная для запада двойственность." (ц)

Тут не противоречия и нет никакой двойственности. Благотворительность устраивают не потому, что от этого есть какая-то польза для бедняков, такой цели и не ставится. Это делается для того, чтобы избранные могли подтвердить свою избранность. Сказано в Писании, что надо подавать милостыню - подают. Было бы сказано, что надо ходить задом наперед или нарисовать на лбу зеленую полосу - ходили бы и рисовали бы. Какой в этом смысл непонятно, ну так постулат о непознаваемости высших оснований там главный. Чем бессмысленней требование, тем ценнее послушание. Это своеобразная аскеза, тренировка духа, объект этой тренировки не имеет самостоятельной ценности. Принимать это за милосердие - большая ошибка. Соответственно и лицемерия тут никакого нет, это поведение только утверждает высших и низших на своих местах.

(с)

@темы: протестанты, Невидимая Церковь

В предыдущих постах была детально разобрана концепция Невидимой церкви, которая является основой протестантского мировоззрения. Суть ее состоит в том, что все люди делятся на предызбранных к раю и предызбранных к аду, и поведение отдельного человека не в состоянии изменить этого предопределения. Тем самым утверждается разный онтологический статус разных людей. Первая категория это собственно люди, вторая - материал, живые мертвецы, недочеловеки.

Христианская, православная идея заключается в том, что все люди - люди. Христос умер за всех. Как ты можешь величаться перед другим человеком своим богатством, статусом или образованностью, если этот человек, бедный, забитый и униженный, так важен для мироздания, что Бог умер за него? Смотреть на него свысока - гордыня, которая однозначно осуждается как начало всякого греха. Православие утверждает равенство всех людей.

А что же католики? Где на этой шкале их место? Попробую это показать.

Католики добавили в символ веры поправку о филиокве - Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына. Церковь в нашем мире это тело Христово, воплощение Сына, то есть теперь Дух веет не где хочет, а там, где освятила и дозволила католическая церковь. Другими словами, Бог умер только за католиков.

Тем самым впервые появляется та онтологическая пропасть между людьми, которую невозможно заполнить никакими личными данными или общенародными завоеваниями. Даже если ты блестяще образован и нравственно безупречен, католик не будет относиться к тебе как к равному, ведь Бог умер не за тебя, а за католиков. Можно создать многовековую цивилизацию, как Китай или Индия, и всё равно навеки остаться дикарями и варварами - онтологическая пропасть непреодолима.

Однако по сравнению с удушающей скудостью протестантской религии католичество гораздо богаче и человечней. Неудивительно, что лучшие западные люди (ГКЧ, Толкин) перешли в католичество. Для человека, воспитанного в протестантской культуре, это целый огромный новый мир.

Во-первых, католики дают каждому шанс преодолеть онтологическую пропасть - нужно просто покреститься. Католики верят, что чудеса были не только в библейские времена, но происходят и сейчас. Крещение это такое чудо, которое из полуобезьяны и унтерменша делает настоящего человека. Не хочешь, чтобы католики вытирали об тебя ноги - крестись по римско-католическому обряду, и они же будут тебе ноги мыть. Получишь всё, как получил Андрий.

Во-вторых, католическое единство гораздо многообразнее, чем протестантский избранный круг. Для протестанта людьми являются только богачи и успешные, а для католика сюда входит множество народов, людей разного социального статуса, разного уровня развития. Король приглашает нищих с улицы с ним обедать - такой идеал не только провозглашался, но и часто осуществлялся в католических монархиях. Это чувство реального братства, единения, принадлежности к высшей сущности дорого стоит.

Итак, позиция ГКЧ легко объяснима. Он шёл от скудости к богатству, ведомый лучшими сторонами своей натуры. Внутри католичества всё почти как на самом деле, почти то самое христианское братство, которое было в первые века. Можно всю жизнь им наслаждаться - если не приближаться к границе.

А граница всегда идейная, мистическая, непреодолимая. За границей всегда Мордор и орки.

В то время как у России границ нет.

@темы: Россия, Европа, католики, Невидимая Церковь

Пишет edelberte

Все представляют себе, что такое "рыба"? Вам, допустим, нужно написать какой-то документ - договор, там, заявление, объяснительную записку... Свою ситуацию вы знаете, но вот как все это выстроить в нужной последовательности - представляете себе слабо. Или просто напрягаться не хочется. И незачем - ведь до вас такие документы писало множество людей. Вы берете чей-то уже готовый документ того же типа, все общие обороты и построение в целом оставляете как есть, а вместо чужих данных и объяснений вписываете свои. Такой вот документ-образец, с которого мы пишем свой, и назывался (а может, и сейчас называется) на учрежденческом жаргоне "рыбой". Предельный случай "рыбы", уже заранее очищенный от всякой конкретики и представляющий собой голую форму, - это бланк.

В истории политических учений "бланки" - голые структуры, "скелеты" учений, матрицы, по которым учения строятся, - практически не встречаются. Практически - это значит на практике. Действительно, трудно себе представить: "Создайте свою собственную ересь манихейского типа! Воспользуйтесь прилагаемым бланком. Нужное вписать." Ну да, вот именно.
читать дальше

Основой любого гностического учения, его основным структурным признаком, является ИЗНАЧАЛЬНОЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ. То есть постулируется, что люди обладают неодинаковой ценностью, разделяются на два (или три - как в классическом гностицизме) принципиально несмешиваемых типа, один из которых заведомо и однозначно ЛУЧШЕ другого, причем принадлежность к тому или иному типу закладывается еще до рождения и никаким личным выбором, никакими усилиями самой личности или общества изменена быть не может. Если мы говорим о политических учениях, основанных на гностическом принципе (а мы именно о них и говорим), то далее делается вывод: раз от природы (от Бога) существует непреодолимое разделение людей на лучших и худших, то наиболее правильным будет то устройство общества, в котором такое разделение будет практически реализовано.Дальше предлагаются конкретные меры по этой самой реализации, но это уже к "бланку" не имеет отношения, это уже наполнитель.
читать дальше

Одни, значит, являются избранными от начала времен, а другие - проклятыми и отверженными опять-таки от начала. Почему? А просто так. Сказано же - Бог захотел. А в земной жизни, прошу заметить, избранность проявляется в богатстве. И только в богатстве. Напоминаю: предпосылки в вере, добрых делах, усердии и каких-либо других чертах для такого избрания нет.читать дальше

@темы: Европа, Кальвин, капитализм, протестанты, гностики, Невидимая Церковь

Автор edelberte

Неизменно точный в наблюдениях френд выделил основное в обильных бормотаниях либеральной старушки: "Что касается тюрьмы Абу ГРей, то там не сидят поэты, инженеры, врачи и люди типа русского талантливого мученика писателя Варлаама Харламова.(Почитайте его книги, познакомьтесь с его творчеством!!!)".

Милая такая, эльфозная старушка, а то, что она Кургиняну чего-то не того желает, - так это дело житейское. Мало ли, в конце концов, чего читатель ей в ответ мысленно пожелает... Может, и вовсе диареи.

Правда-правда - не стоит особенно ополчаться на тех, кому не нравится Кургинян, Моцарт или Достоевский. А вдруг у человека в детстве учитель математики был злющий, двойки ставил - и точь-в-точь походил на Кургиняна. Или со вкусом проблемы.

Но вот бабушка проговорилась, сформулировала свою основную идею - и места для благодушия не остается.

Оказывается, есть люди и люди.
читать дальше

@темы: Кальвин, гностики, Невидимая Церковь, манихеи, протестантство

Постоянный иммунитет к скверне это явное применение теории Невидимой Церкви в мире фэнтези (изложение самой теории здесь ninaofterdingen.diary.ru/p185888284.htm).

Лионель принимает гипотезу, что скверна проявляет только то зло, которое уже есть в человеке. Как тогда мог заразиться мальчик, кинувший в Левия камень, и не заразиться Эпинэ? Ребёнок в свои 14-15 лет просто физически не мог совершить больше преступлений, чем Робер в 30, тем более по тексту это обычный ребёнок, а не какой-то оборотень из Ган-Хо-Ганс. Надеюсь, когда Лионель узнает об этом случае, он пересмотрит свою теорию, потому что она имеет смысл только вне имперской картины мира.

Вне этой картины мира даётся такой ответ на этот вопрос - ребёнок не совершил никаких плохих поступков, более того, он может быть за всю свою жизнь не совершил бы ни одного плохого поступка, но на самом деле это моральное чудовище и потому он заразился. У Марк Твена есть очень характерный эпизод в тему:
читать дальше

Вот откуда берутся великие полководцы, не участвовавшие ни в одной битве, и великие негодяи, не совершившие ни одного плохого поступка - из протестантского мировоззрения, которое отделяет непреодолимой пропастью избранность от проявления этой избранности делами в нашем мире.

@темы: ОЭ, Невидимая Церковь

Поведение людей определяется их ценностями. У разных народов эти ценности неодинаковы. В одной и той же ситуации люди разных народов по-разному выделят главный момент и то, чем можно пренебречь, акцентируют внимание на разных элементах, по-разному спрогнозируют развитие ситуации, будучи сами действующими лицами, по-разному поведут себя. Отличия такого рода не случайны, стоящие за этим представления о главном и важном можно уловить, эти идеи имеют иерархию, структуру и свою логику. Культура каждого народа определяется своим комплексом идей.

читать дальше

PS После этого поста можно читать тему "для Elarique", должно быть понятней.

PPS Катарина, Фердинанд, Айрис и "Аскольдова могила", появлявшиеся в этом дайрике последнее время, не имеют отношения к данной теме.

@темы: ОЭ, Окделл, ЦП, Невидимая Церковь

Продолжаем рассматривать стратегии перевоспитания Ричарда Окделла. Я уже писала об эгоизме, инфантильности, психологических особенностях и неправильном воспитании, рассматривала вариант недоразумения, осталось разобраться с сословными предрассудками.

Анализ фандомной прозы показывает, что осознанно или нет авторы считают причиной всех неприглядных поступков Ричарда в первых трех томах его сословные предрассудки. Он герцог, все вокруг никто, и на этом основании Ричард позволяет себе относиться свысока к окружающим, не присматривается внимательно к тому, что происходит, не уважает других, и как результат не приобретает доверия Алвы и попадает в неприятности.
читать дальше

@темы: ОЭ, Окделл, Невидимая Церковь

Вынесено из комментариев, благодарю Tikky за хороший вопрос.

Итак, представления Окделла о Великой Талигойе можно кратко описать следующим образом:
есть Люди Чести и есть все остальные. Люди Чести правят, остальные подчиняются. Абсолютная граница определяется древней кровью богов, текущей в жилах эориев.
У нас на Земле в 20-м веке это называлось расизмом. Это учение является основой колониального государства и совершенно несовместимо с настоящей империей типа СССР.

Хороший вопрос заключался в том, каким образом это связано с центральным европейским тезисом о бесконечной ценности индивида, который я схематично сформулировала так:
индивид - величайшая ценность, в принципе нет такой общности, ради которой можно было бы жертвовать индивидом.

Чтобы с этим разобраться, нужно уточнить, что такое индивид. Человек всегда формируется как составная часть нескольких общностей. Человек является частью своей семьи, школьного класса, рабочего коллектива, своей дружеской компании, своего города, своего народа и так далее. Ради каждой из этих общностей человек может пожертвовать и жертвует какими-то своими интересами. Даже для того, чтобы написать пост в дайрике, нужно от чего-то отказаться. Этот же пример показывает, как условно в данном контексте понятие жертвы. Человек это делает в первую очередь для себя, эта связь с общностью делает богаче и лучше его самого, ему не жалко времени и сил, чтобы быть частью фандома (например). В предельном случае человеку не жалко и своей жизни.

Теперь возвращаемся сюда:
Индивид - величайшая ценность, в принципе нет такой общности, ради которой можно было бы жертвовать индивидом. Тут пожалуй можно уточнить - в принципе нет такой общности, ради которой индивид мог бы жертвовать собой. Да, вот это будет правильней.

Как вы видите, это утверждение полностью разрывает описанные в первом абзаце связи. Никаких жертв ни для какой общности. Нет ничего выше отдельного человека, а у отдельного человека нет долгов перед "абстрактными сущностями". Семья это фикция, язык это не сокровищница тысячелетней мудрости, а проявление инстинктов, народ это просто слово, которое ничего не значит. Фикции не могли реально сформировать реальную личность, значит, индивид ничего не должен никаким общностям.

Любая общность в реальной жизни, а не в мире идей это прежде всего люди. Так у нас появляется отдельный бесценный индивид, который никому ничего не должен.

Дальше всё просто. Не признавая реальных долгов, наш индивид тем самым обесценивает других людей. Кроме бесценного индивида появляются не имеющие ценности все остальные. Этому надо дать обоснование, и мы выходим на учение о Невидимой Церкви. Если принять за критерий разделения на избранных и не-избранных чистоту крови, получается расизм и Великая Талигойя.

@темы: ОЭ, Окделл, Талигойя, Невидимая Церковь

В свете вышеизложенного понятно, перед какой идеальной конструкцией ставит автор маршала Ли. Если Эпинэ вынужден обороняться и уравнивание не-избранных и не-людей он делает до некоторой степени непроизвольно, то Лионель сознательно принимает эту картину мира и планирует свои действия в соответствии с ней.

И это ужасно. Я готова принять от автора многое, и Катарину лживую дрянь, и герцога Вальтера убийцу сына, но если Лионель выполнит свой план и самое главное, если этот план спасёт Талиг, это разрушит всё что было до сих пор. Это будет полная моральная и идейная капитуляция перед чуждыми ценностями, и в таком случае лучше уж Рокэ и не выбираться из дыры. Когда я думаю об этом варианте, я начинаю сочувствовать поклонникам Окделла - если бы меня так обломали во втором томе, а потом написали еще восемь книг, я бы тоже швырялась табуретками или ушла в монастырь.

Когда я напишу наконец-то пост о всеталигойском патриотизме, под это замечание будет подведена идейная база, пока же я его формулирую без доказательств:
отношение к плану Лионеля является второй сильнейшей зоной конфликта для читателей. То место, которое для любителей первой части занимает Окделл и дело об отравлении, для поклонников второй части занимает план Лионеля и его возможная реализация.

Этот пост и два предыдущих были написаны с одной целью: показать, что разделение людей под влиянием зелени на две несмешивающиеся группы и все логические последствия такого разделения есть чисто европейская идея. Нашей культуре она чужда, а в европейской укоренена настолько, что начиная с Нового времени является сердцевиной соответствующего мировоззрения.

Маршал Лионель это поле битвы имперского и протестантского понимания мира, и это самая важная баталия всего цикла.

@темы: ОЭ, Лионель, Невидимая Церковь

Изложенная в предыдущем посте концепция Невидимой Церкви нашла отражение еще в одном западном культурном феномене, а именно в представлении о супергероях.
читать дальше

@темы: ОЭ, Эпинэ, Невидимая Церковь

В 16 веке протестантская теология в лице Жана Кальвина осчастливила мир учением о Невидимой Церкви.
читать дальше

@темы: ОЭ, ПЭ, Невидимая Церковь