Дамы и господа, я читаю то, что вы так эмоционально излагаете в комментариях, и по некотором размышлении даже могу на это отвечать. Как в данном случае.
Замечания следующего рода наверняка излагаются не первый раз. Последняя версия, речь идёт об отравлении:
Ну, во-первых - в этой ситуации Дик действовал в интересах страны, потому ему пришлось перешагнуть через свои личные чуйства, что только делает ему честь, на мой взгляд. Во-вторых, с Алвой у Дика не все так просто: мол, он должен ему всяких моментов личного характера, как земля колхозу. Потому что, и Алва во многом не прав, да где-то он помогал Дику, а где-то его подставлял, в конце концов отослал подальше. У них сложные отношения и очень тесно переплетенные судьбы, причем, ещё до их рождения. Так что личные отношения не котируются, да они и не должны быть решающими в таких вопросах (тот же Алва или Лионель на них не оглядываются в таких случаях ). (с) Mr.ACE
Что на это можно сказать автору комментария? Можно сказать только одно - он совершенно прав. В эпопее способность поставить интересы страны выше личных чувств ставится очень высоко и всегда оценивается положительно. Все герои, способные подняться до такого самоотречения, уже самим поступком такого рода заслуживают уважения. Все - кроме Ричарда Окделла. Чем он так отличается от остальных, что его в такой же ситуации осуждают?
Ричард отличается системой ценностей в своей русой голове. В его ситуации перешагнуть через личные чувства ради блага страны должно было выглядеть так: пожертвовать интересами своего социального слоя (Людей Чести) и жизнью любимой женщины (Катарины) ради того, чтобы сохранить своей стране лучшего полководца Золотых Земель.
То, что вместо этого нафантазировал Ричард, показывает не его невысокие моральные качества и не его слабые интеллектуальные способности, а совершенно другую систему ценностей, в которой он проявляет свои моральные качества и свои интеллектуальные способности.
Я не говорю, что это был бы лёгкий выбор. Я вообще сейчас удерживаюсь от оценок. Я обращаю внимание читателей на то, что эту линию защиты Штанцлеру даже не пришлось ломать - её просто не было.
Это не малозначащая деталь, это зона цивилизационного конфликта. Такое отсутствие чувства родины типично для европейского и немыслимо для имперского сознания. Именно этим Ричард и отличается от остальных героев эпопеи.
Замечания следующего рода наверняка излагаются не первый раз. Последняя версия, речь идёт об отравлении:
Ну, во-первых - в этой ситуации Дик действовал в интересах страны, потому ему пришлось перешагнуть через свои личные чуйства, что только делает ему честь, на мой взгляд. Во-вторых, с Алвой у Дика не все так просто: мол, он должен ему всяких моментов личного характера, как земля колхозу. Потому что, и Алва во многом не прав, да где-то он помогал Дику, а где-то его подставлял, в конце концов отослал подальше. У них сложные отношения и очень тесно переплетенные судьбы, причем, ещё до их рождения. Так что личные отношения не котируются, да они и не должны быть решающими в таких вопросах (тот же Алва или Лионель на них не оглядываются в таких случаях ). (с) Mr.ACE
Что на это можно сказать автору комментария? Можно сказать только одно - он совершенно прав. В эпопее способность поставить интересы страны выше личных чувств ставится очень высоко и всегда оценивается положительно. Все герои, способные подняться до такого самоотречения, уже самим поступком такого рода заслуживают уважения. Все - кроме Ричарда Окделла. Чем он так отличается от остальных, что его в такой же ситуации осуждают?
Ричард отличается системой ценностей в своей русой голове. В его ситуации перешагнуть через личные чувства ради блага страны должно было выглядеть так: пожертвовать интересами своего социального слоя (Людей Чести) и жизнью любимой женщины (Катарины) ради того, чтобы сохранить своей стране лучшего полководца Золотых Земель.
То, что вместо этого нафантазировал Ричард, показывает не его невысокие моральные качества и не его слабые интеллектуальные способности, а совершенно другую систему ценностей, в которой он проявляет свои моральные качества и свои интеллектуальные способности.
Я не говорю, что это был бы лёгкий выбор. Я вообще сейчас удерживаюсь от оценок. Я обращаю внимание читателей на то, что эту линию защиты Штанцлеру даже не пришлось ломать - её просто не было.
Это не малозначащая деталь, это зона цивилизационного конфликта. Такое отсутствие чувства родины типично для европейского и немыслимо для имперского сознания. Именно этим Ричард и отличается от остальных героев эпопеи.
Если вы так не думаете и считаете, что в эпизоде с отравлением Дика нельзя понимать таким образом, я могу... Что я для вас могу сделать? Стереть ваше имя из поста и как-то переформулировать всё своими словами... Хотите?
1. дело Раканов и Великая Талигойя;
2. Катарина;
3. собственная честь и присяга;
4. личные чувства, уважение и благодарность к Алве
И где-то в конце списка маячат армия и воинская солидарность.
Простые жители Варасты, которых после убийства Алвы растерзают обнаглевшие бириссцы, не нарисовались даже на грани видимости.
Анакс добавит, что он спасал Катарину и Людей Чести - ведь сначала Дик хотел Катарину вывезти, но Штанцлер предоставил длинный список.
А вот в сцене суда над Алвой он вынес приговор, поставив интересы страны выше личных чувств, согласен с Mr.ACE.
Эрэа Нина, наше величество хотели бы здесь уточнить очень важный момент - Дик действительно способен перешагнуть через себя и свои личные чувства ради своей страны. Вот только страна эта - Великая Талигойя, а не олларианский Талиг "навозников". Поэтому, в одном случае, когда на одной чаше весов была жизнь лучшего полководца Талига и его эра, к которому он был искренне привязан и восхищался им, а на другой - жизни любимой женщины и Людей Чести, Дик сделал выбор в пользу второго. А в другой ситуации, когда Великая Талигойя стала для Дика реальностью в воцарении нашего величества Альдо Первого, и Дику пришлось выбирать уже между Великой Талигойей и жизнью бывшего эра, он сделал выбор в пользу своей страны и воплотившейся мечты, действительно перешагнув через личные чувства.
Ричард отличается системой ценностей в своей русой голове.
*анакс улыбается, не в силах перешагнуть через личные чувства)))* Мне очень сложно с объективностью говорить о Ричарде, потому что он мне очень дорог. Но наше величество все же попробуем)
Систему ценностей и приоритетов Ричарда можно вкратце охарактеризовать так:
- идеал Великой Талигойи
- те люди, которые ему дороги (Альдо, Катарина, Рокэ, Штанцлер и все-все-все, кто дорог Ричарду лично, кем он восхищается и кого просто любит)
- его собственные интересы.
Верность олларианскому Талигу сюда вообще не входит. Да, был момент, когда ПМ стал для Ричарда ролевой моделью, когда он наслаждался победой в кампании Сагранны - но здесь это было вызвано личным восхищением "эром Рокэ" и восторгом победы. В КнК же был момент, когда он хотел уйти с Робером, но остался ради Катарины и своей семьи. (Тот самый второй приоритет). А после Лаик Ричард вообще мечтал убить Дорака. Он - сын Эгмонта Окделла, отец является для него главной ролевой моделью, героем.
Таким образом - своими личными интересами Ричард готов пожертвовать и ради Великой Талигойи, и ради тех, кто ему дорог лично, это множество раз подтверждается в книге. Но если выбирать придется между личными привязанностями и Великой Талигойей, Ричард выберет Великую Талигойю, как и его предок, святой Алан - еще одна ролевая модель. Что и происходит в суде над Алвой.
Этим во многом объясняется, почему Ричард убил Катарину. Если бы Катарина просто отвергла Ричарда, как женщина мужчину, сказала бы что-нибудь в духе "мы не можем быть вместе" - Ричард никогда бы не сделал того, что сделал, хотя бы и очень страдал. Но она предала и втоптала в грязь все, что было ему дорого, а "рыцарь не может уступить шлюхе". Арлетта приходит к правильным выводам, говоря, что это не месть, а казнь, и вспоминая, как Алан убил Рамиро (который, кстати, тоже был ему другом).
Для Дикона его идеалы имеют первостепенное значение, и он им верен твердо и незыблемо. Кстати, Ричард безграничен верен Альдо не только потому, что Альдо - его друг, а потому что Альдо для Ричарда олицетворяет ту самую Мечту о Великой Талигойе. Если бы вдруг наше величество оказались кем-нибудь вроде Штанцлера или Дорака, разбив эту мечту, Ричард бы и с нами поступил, как с Катариной, думаю. Но, к счастью, мечту и идеал Великой Талигойи мы с ним разделяли совершенно искренне.
Насчет присяги - это почему-то игнорируют все, но от присяги Алве Ричарда освободил его сюзерен и король, наше величество Альдо Первый! Таким образом, Ричард более не считает себя связанным, и вполне законно.
Насчет того, что Катарина для Ричарда стоит выше его понятий о Чести, я бы не согласился. Потому что тогда он бы ее не убил.
Личные чувства наше величество объединили в один пункт)
В любом случае, собственные интересы для Дикона - в конце списка.
Ну Штанцлер был очень убедителен, причем в разговоре с Диком, основным аргументом у него была именно безопасность Катарины. Я бы сказал, Ричард не стал бы травить, если бы спокойно подумал и прикинул различные варианты, но вряд ли он мог быть спокоен в той ситуации, да и времени ему дали не так много.
Насчет присяги - это почему-то игнорируют все, но от присяги Алве Ричарда освободил его сюзерен и король, наше величество Альдо Первый! Таким образом, Ричард более не считает себя связанным, и вполне законно. - Ну почему же, этот момент довольно часто поминается. Во всяком случае, самим Ричардом.
Я сейчас говорю только об отравлении. На тот момент Ричард был связан присягой, а освобождение от присяги обратной силы не имеет. Если бы Ричарда сначала освободил Фердинанд или Эсперадор или кого он считает в праве сделать это, а потом уже он попытался убить Алву, тут никаких претензий бы не было.
Ну вот не в этой ситуации, на мой взгляд. То есть, Штанцлер предъявил Дику что-то реальное - жизнь и безопасность Катарины (и она сама накануне расписала Дику "ужасы" своей жизни) - а не какую-то абстрактную идею, мол, вот ты пойдешь, сделаешь как я скажу аво имя ВТ - и вот тогда... Нет, именно что Август предложил не мираж, не абстракцию, а нечто реальное.
Вопрос у меня к вам, для прояснения позиций. Чисто гипотетически.
Представьте, что существует некое государство А, где наивысшей ценностью является допустим белый бык. В этом государстве допустимо убить человека, который непочтительно отозвался о быке, отдать врагу город или целую область в обмен на жизнь быка, допустить, чтобы дети умирали с голоду, если такой ценой можно прокормить быка. Ну и так далее.
И существует некое государство Б, в котором наивысшей ценностью является что-нибудь другое, не белый бык. Для удобства можете в качестве государства Б представить ту страну, в которой вы живёте.
Это такая экспозиция. А теперь действие. По причинам, которых мы не будем касаться, в государстве Б на высокой должности оказался человек Х из государства А со всеми своими ценностями, заморочками, привычками и понятиями. И этот человек Х во время войны вопреки прямому приказу командования и под угрозой военно-полевого суда отдаёт врагам город, лишь бы спасти от неминуемой смерти какого-то белого быка.
Как вы оцените этот поступок? Человек нарушил присягу или нет? Можно ли ему предъявлять претензии и какого рода? Он проявил себя не как трус, это ясно. Даже как идеалист, это тоже понятно. Но может ли государство Б поощрять такие поступки и почему?
Но как это относится к Ричарду не совсем понимаю. Ричард в своей стране А никогда не был, а если я вобью себе в голову (или мама-Мирабелла это сделает), что следует пить кровь свежезарезанных младенцев в полнолуние (или резать кучу людей с помощью бирисцев, или грабить собственную столицу, ибо они задолжали анаксу, или травить своего эра, который между прочим эту страну защищает, и т.д. и т.п.) , дабы все пришли к красивому и светлому будущему, полагаю, меня следует по-быстрому убрать, а не оправдывать.
Спасибо за комментарий по поводу мотивации. ЧНемного позже на него отвечу.
Жару и пылу спорам об Окделле придают особенности не кэртианской, а земной истории. У нас-то условная страна А вполне реально существует, процветает и идейно наступает, в то время как страна Б в силу ряда причин лишь пытается слабо обороняться. И копья ломаются вот в этом пункте:
Но дело в том, что господин не в стране А, а в чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Ценности страны А признаются универсальными и обязательными для всех времен и народов. Никто не имеет права от них закрываться и их игнорировать. А уж противоборствовать и идейно наступать это вообще ни в какие ворота.
И самый тонкий момент - этот подход был бы совершенно правильным, если бы это говорили мы (страна Б, Талиг, Россия). Никто не имеет права держать людей в рабстве, вымаривать голодом целые индийские провинции, поощрять наркоманию в Китае (я нарочно беру примеры из истории Британской империи, потому что аналогия Великая Талигойя - Британия очень по душе нашему собеседнику Альдо Первому). А когда с тем же напором требуют уважения к расовым теориям, Талиг первый не станет обращать внимания на границы и не будет слушать про чужой монастырь, разве что временно и тактически, но ни в коем случае не стратегически.
Так что тут вся соль в том, какие ценности утверждают эти страны, потому я так много и писала об этом.
Жду ваш ответ по поводу мотивации в любое время.
Что до гипотетическрй страны, то я по сути согласен с Elarique. Когда Дик подсыпал яд Рокэ, он, на мой взгляд, в первую очередь, заботился о безопасности королевы. Когда выносил приговор Алве на суде - интересами и безопасностью Талигойи.
Согласившись с Elarique, вы согласились с тем, что Окделлу претензии по поводу присяги предъявлять ещё как можно, не так ли?
Ну я ж с этим не спорю, да все так. Я бы отметил только, что решающим фактором здесь сыграла королева. Не очень понял эту фразу:
И только этот один способ губил Ричарда как рыцаря безвозвратно (кто бы потом ни отменил его присягу).
Согласившись с Elarique, вы согласились с тем, что Окделлу претензии по поводу присяги предъявлять ещё как можно, не так ли?
формально да, он нарушил присягу оруженосца. Претензии я бы не стал предъявлять, несколько выше сказал почему.
формально да, он нарушил присягу оруженосца. Претензии я бы не стал предъявлять, несколько выше сказал почему - То есть страна Б должна поощрять такое поведение? Не предъявляя претензий в виде суда и лишения прав, она такое поведение именно поощряет.
1. Это после того, как он Мирабелле рассказывал, что Талигойя исдохла, а он будет верен Олларам и Талигу?
2. О Катарине. Прекрасно. Идем спасать возлюбленную, ибо ее убьют, как рассказал эр Август. И вот, задание провалено. Катарину должны убить по нашей легенде. И Ричард действительно волнуется, как бы не утащить за собой Катари и Штанцлера... До тех пор, пока не достигает границы с Агарисом. Дальше чтобы он не думал, увы, беспокойства о судьбе этих людей особо не наблюдается. Забыл? Зато чудесно мешаются мысли о том, что Ричард отравитель и убийца с обидой на Рокэ, вышвырнувшего Окделла как ненужного котенка. В этом ключе прекрасно смотрится разговор с Робером. Итак, Ричард рассказывает об отравлении, Робер сообщает, что Рокэ жив. "Рокэ жив, а... Святой Алан, что с Катари?!". Но юноша вежлив, он по настоянию Эпинэ заканчивает свой рассказ. Слышит "Мерзавец". И кто мерзавец? Ричард, отравивший своего эра? Штанцлер, его на это толкнувший? Нет! Конечно, Ворон, первая мысль. Как же Робер мог подумать, что мерзавец Ричард или Штанцлер, правда, мерзавцем Алву Ричард не называет, просто Робер ничего не понял, угу.
Ладно, вот до нашего Окделла, наконец, доходит, что раз Рокэ жив, Сильвестр всех того, Робер его успокаивает: мол, забудь, ничего не случится, это брехня, а Штанцлер - ызарг и интриган. Вот тут-то нормальный человек либо не верит (а значит - Робер ничего не понимает, Штанцлер прав, а значит, Дорак всех убьет, как же теперь Великая Талигойя? Как же Катари?), либо хватается за голову (меня обманули! Я чуть было не убил своего эра, все, что мне говорили всю жизнь - ложь, и то, что говорила Катари тоже! Что же я наделал?!). Нет, Ричард честно забывает и думает, как жить не в Талиге. Но Робер продолжает разговор о кольце, сообщает, что с Катари все в порядке. Угу, и опять никаких мыслей насчет того, что раз Катарину никто трогать и не думал, что-то Штанцлер намудрил. Нет. Зато у нас впереди разговор с Альдо и собственно все. Угрызения совести на этом завершаются, Альдо нам рассказывает, какой ПС особенный. Никаких волнений.
3. Присяга, которую он нарушил? Это не мотив отравления и не может быть им.
4. Личные чувства к Алве? Я видимо, не понимаю, что вы имеете ввиду. Как это могло стать мотивом отравления?
Сейчас объясню почему.
Все те вещи, которые вы описываете, всё то неприглядное и нелогичное (на наш взгляд) поведение Окделла имеет своей причиной не личные недостатки интеллекта и характера, а его иную цивилизационную принадлежность. Он из страны А, чья идеология избранности если судить по земной истории, не может быть включено ни в какую другую систему взглядов. Конфуцианское уважение к предкам, например, легко адаптируется имперской идеологией, японский долг самурая в принципе тоже, а вот это вот чувство избранности непреодолимо, неистребимо и несовместимо ни с какими другими ценностями, подминает под себя и Родину, и уважение к родителям, и рыцарскую честь, и любовь, и вообще всё что угодно.
Каким образом идеалы Великой Талигойи обьясняют обиду Ричарда? (Меня вышвырнули, как котенка!)
Каким образом его идеалы помогают ему исключительно избирательно вспоминать информацию? (Это из поста выше, про варианты мыслей, которые должны возникнуть при каждом внешнем поступлении информации или на основе логического вывода, который делает Ричард)
Каким образом его идеалы (где он все-таки избранный, но человек чести) оправдывают его отравления эра? Как только ему Альдо рассказал о его, Ричарда, избранности, сразу все терзания по поводу того, что он - отравитель, исчезают.
Каким образом идеалы Великой Талигойи обьясняют обиду Ричарда? (Меня вышвырнули, как котенка!) - Да только они и объясняют. Окделл же избранный, как с ним можно поступать непочтительно? Мысль о том, что в той ситуации больше него пострадал кто-то другой, просто не может проникнуть в его великоталигойскую голову.
Каким образом его идеалы помогают ему исключительно избирательно вспоминать информацию? (Это из поста выше, про варианты мыслей, которые должны возникнуть при каждом внешнем поступлении информации или на основе логического вывода, который делает Ричард) - Как писал проповедник этих идеалов в нашей реальности:
"Я это сделал, - говорит моя память. Я не мог этого сделать! - говорит моя гордость. В конце концов память уступает. " Окделлу даже бороться долго не надо, всё происходит не в конце концов, а сразу, но по сути это тот же процесс.
Каким образом его идеалы (где он все-таки избранный, но человек чести) оправдывают его отравления эра? Как только ему Альдо рассказал о его, Ричарда, избранности, сразу все терзания по поводу того, что он - отравитель, исчезают. - Избранный это мощнее, чем человек чести. Человек чести тушуется и исчезает в сиянии избранности. Можно полностью утратить рыцарскую честь и остаться избранным, в том и притягательность идеалов Великой Талигойи.
И что же изменилось, что Ричард с мыслей "я служу Олларам, Талигу и своему эру" переключился опять на "Великая Талигойя, Люди Чести"?
Да только они и объясняют. Окделл же избранный, как с ним можно поступать непочтительно? Мысль о том, что в той ситуации больше него пострадал кто-то другой, просто не может проникнуть в его великоталигойскую голову.
А Рокэ Алва не избранный? Повелитель Ветра. А Робер Эпинэ не избранный? Повелитель Молний. А Валентин Придд не избранный? Повелитель Волн. Система "Анакс над всеми, а за ним сразу 4 Повелителя" не прокатывает... Все равно Ричард Окделл в своем сознании неведомым образом становится важнее, нужнее и обиженней. И Робер у него Иноходец, который боится, слишком много воюет, не способен осознать, понять и далее далее, Придд у него (еще до предательства) не воюет, близких как Алан не терял, швыряется золотом как Ворон и скуп как Спрут, про Рокэ вообще молчу.
"Я это сделал, - говорит моя память. Я не мог этого сделать! - говорит моя гордость. В конце концов память уступает. " Окделлу даже бороться долго не надо, всё происходит не в конце концов, а сразу, но по сути это тот же процесс.
Иными словами, когда ему его поступки не нравятся, он о них забывает. Верно?
Избранный это мощнее, чем человек чести. Человек чести тушуется и исчезает в сиянии избранности. Можно полностью утратить рыцарскую честь и остаться избранным, в том и притягательность идеалов Великой Талигойи.
Так и говорю, избранным быть выгодней, можно подличать в количестве, и ничего не будет. Как у Ричарда мировосприятие Человека Чести быстренько перестроилось на Эория и Повелителя, можно все прикрыть идеалами Великой Талигойи, любую пакость.